- знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
- деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
- анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
- знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
- основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Обучение ребенка грамоте в детском саду — важнейший этап дошкольной подготовки. В этот период закладывается фундамент, с которым малыш приходит в первый класс. К моменту начала школьного обучения он уже должен знать буквы и цифры, читать по слогам. Для этого в детском саду ему дают базовые знания, но если вы хотите, чтобы ребенок был подготовлен более основательно — запишите его в нашу секцию по обучению грамоте.
Почему нужно обучать грамоте до школы
В 4-5-летнем возрасте ребенок уже достаточно развит, чтобы воспринимать основы грамоты. В этот период важно научить малыша формулировать словесные конструкции, работать над расширением словарного запаса и т.д.
Освоение грамоты влияет на такие навыки ребенка, как восприятие и анализ информациии, улучшение памяти, активный запуск когнитивных процессов.
Какие цели и задачи дошкольного обучения грамоте
Программа обучения для дошкольников направлена на решение следующих задач:
- изучение звуков, букв и умение формулировать из них слова;
- правильная расстановка ударений в словах;
- понятие гласных, мягких и твердых согласных звуков;
- изучение букваря и закладывание основ чтения и письма;
Программа обучения базируется на постепенном усложнении задач. Поэтому для начала ребята осваивают более простые гласные звуки и только после этого переходят к согласным звукам, которые запомнить сложнее из-за большого количества разновидностей. Наши преподаватели используют в работе современные методики, благодаря которым малыши без труда усваивают информацию.
Особенности обучения грамоте дошкольников
Воспитателю важно с первых дней обучения сформировать у ребенка мотивацию к учебе и поддерживать интерес на протяжении всего времени. Изучение звуков и букв должно проводиться не путем банального зазубривания, а в игровой форме. Детям трудно концентрировать внимание на чем-то одном длительное время, поэтому важно проводить уроки в форме интерактива.
Для этого используются разнообразные методики:
- чтение стихотворений или изучение песенок на различные тематики;
- разгадывание загадок;
- изучение слов по картинкам с изображениями предметов;
- сопровождение занятий подвижными играми.
Какие используются формы и методики обучения
Обучение грамоте в дошкольном возрасте базируется на трех основополагающих методах усвоения информации, рассмотрим каждый из них более подробно.
Наглядная методика
Среди наглядных методов выделяют изучение слов и букв по картинкам, иллюстрациям, ребусам. Также практикуется просмотр художественных произведений — небольших мультфильмов, фильмов, театральных сценок.
Наглядные методики основываются на том, что ребенок познает окружающий мир при помощи зрительного и слухового восприятия. Ему легче воспринимать информацию, когда она подкрепляется конкретными визуальными примерами.
Практическая методика
Любая теория должна подкрепляться практикой, поэтому дети не просто учатся произношению и написанию слов. Различные игры и сценки помогают малышам научиться использовать слова в конкретных ситуациях. Поэтому воспитатели предлагают разыгрывать диалоги и даже целые театральные постановки.
Детям предлагается разыграть ситуации, в которых они выступают продавцом и покупателем, учеником и учителем, родителем и ребенком, принимают на себя другие роли. Таким образом, формируется умение использования слов в зависимости от контекста.
Словесная методика
Только путем общения ребенок сможет освоить выученные буквы из слова. Без коммуникации даже широкий пласт полученных знаний будет бессмысленным. Поэтому при изучении грамоты в детском саду практикуется составление мини-рассказов по заданному образцу, чтение, обсуждение интересных тем.
Детям, которые уже научились читать, можно задавать на дом чтение с родителями разнообразных сказок, стихотворений. Так они будут пополнять свой словарный запас и учиться использовать выученные слова на практике.
Обучение грамоте детей разного возраста
Дошкольное обучение детей грамоте начинается с 3 лет и заканчивается в 6-7 лет, когда ребенок отправляется в школу. Этот период можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи и используются конкретные учебные методики.
Вторая младшая группа
С этой группой самых маленьких учеников воспитатель концентрируется на решении следующих задач:
- пополнение словарного запаса;
- обучение правильному произношению слов;
- формирование способности отличать звуки между собой;
- ознакомление с понятиями слова и звука.
Для решения этих заданий используют описанные ранее интерактивные методики чтения стихов, игр, бесед, разыгрывания сценок. В занятиях с этой возрастной группой следует сконцентрироваться на различении звуков, формировании у детей так называемого фонематического слуха.
Средняя группа
Когда дети освоят звуки, можно переходить к следующим задачам:
- углубление знаний слов на различные тематики;
- формирование умений пересказывать услышанное;
- заучивание стихов и пословиц;
- развитие способности разбирать слова по звукам (транскрипция).
В этот период воспитатель использует те же интерактивные методики обучения, основанные на подвижных играх и вовлечении детей в творческий процесс.
Старшая группа
По мере обучения ребенка грамоте в старшей группе можно приступать к решению следующих задач:
- обучение малыша распознаванию гласных и согласных звуков;
- распознавание слов с определенными звуками;
- умение расставлять ударения в словах;
- разделение предложений на слова.
Воспитатель знакомит детей с особенностями проговаривания звуков в различных ситуациях — в открытых и закрытых слогах, начале, середине или конце слова. Чтобы добиться такого эффекта используются карточки, в которых звуки произносятся по-разному. Также важно рассказать ребенку, что есть звонкие и глухие, шипящие согласные, о ситуациях, в которых они будут мягкими или твердыми.
Подготовительная группа
Подготовительная группа — завершающая стадия дошкольного учебного процесса, по выпуску из которой он должен быть полностью готов к школе. В этот период малыши начинают анализировать тексты, составлять предложения из выученных слов, записывать слова в тетрадях. К этому моменту важно добиться скорости чтения на уровне 30-40 слов в минуту.
Важно помнить, что база, которую малыш получит в дошкольном возрасте, поможет не только справиться с адаптацией к школе, но и облегчит участь родителей в это новое для всех время.
Отзывы о нас на рейтинговых площадках
Как до нас добраться
Мы находимся недалеко от Можайского шоссе в Западном административном округе Москвы.
Ближайшие станции метро к нам: Кунцевская, Давыдково, Славянский бульвар, Пионерская, Молодежная.